August 1944

Amabasada Federației Ruse în România postează, regulat, articole provocatoare pe pagina ei de facebuc. Citez pe ultimul pe care l-am citit:

Предлагаем вашему вниманию выдержки из публикации российского специалиста по проблемам новейшей истории Румынии и стран Восточной Европы, кандидата исторических наук Т.А.Покивайловой, посвященной теме выхода Румынии из фашистского блока.

РЕШЕНИЕ О ВЫХОДЕ РУМЫНИИ ИЗ ФАШИСТСКОГО БЛОКА

(1943 – сентябрь 1944 гг.)

🔹 После Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943 г.), обеспечившей коренной перелом в войне, всё более очевидной становилась неизбежность разгрома фашистского блока и бесперспективность участия Румынии в войне против Советского Союза. В этих условиях правящие круги Румынии и румынская оппозиция пришли к пониманию, что только разрыв с гитлеровской Германией и выход из войны смогут спасти Румынию от надвигающейся катастрофы. Наиболее предпочтительным для них стало бы заключение сепаратного мира с Великобританией и США. Сохраняя союз с гитлеровской Германией, они стали искать пути для переговоров с англичанами и американцами. Втайне от Гитлера пытались вступить в переговоры с Западом члены кабинета румынского премьера Иона Антонеску. Особые старания в этом направлении прилагал министр иностранных дел и вице-премьер Михай Антонеску. Первые пробные шары были запущены румынской дипломатией в Мадриде и Лиссабоне, в начале 1943 г. После своего прибытия в Испанию весной 1943 г. румынский посол Н.Г.Думитреску во время встречи с послами Аргентины, Франции, Португалии, Финляндии, и Турции, заявил: «Румыния устала от войны», и «она хотела бы мира, и сомневается в том, что Германия выиграет войну» .
🔹 В марте 1943 г., уже после Сталинграда, когда поиски выхода из войны со стороны Румынии стали более интенсивными, британское правительство сообщило советскому Наркому иностранных дел В.М.Молотову о предложении лидеров румынской оппозиции направить в Лондон делегацию для того, чтобы начать предварительные переговоры о возможности и условиях выхода Румынии из войны. 20 марта 1943 г. А.Идену (министр иностранных дел Великобритании) было отправлено письмо за подписью В.М.Молотова, в котором говорилось: «Советское правительство полагает, что следовало бы поддерживать контакт с группой Маниу как с единственной более или менее серьёзной оппозиционной силой в Румынии. Вполне возможно, что в ходе переговоров найдется база для сотрудничества между группой Маниу и нашими представителями» .
🔹 Как свидетельствуют документы, к предпринимаемому румынами зондажу был причастен не только Ю.Маниу, но и сам маршал Ион Антонеску. В мае 1943 г., М.Антонеску с согласия И.Антонеску назначил послом Румынии в Турции А.Крецяну, одного из деятелей оппозиции, который был тесно связан лично с её лидером Ю.Маниу. А.Крецяну начал активно устанавливать связи с английскими и американскими дипломатами, находившимися в Анкаре, пытаясь начать переговоры относительно выхода Румынии из войны. Румынских политиков более всего интересовали условия капитуляции. Поскольку они осознавали, что вопрос о Бессарабии будет однозначно решён в пользу СССР. Понимали это и в Кремле. Поэтому в ноте от 7 июня 1943 г. в адрес англичан говорилось: «Советское правительство не считает в полной мере обоснованным так называемое решение, вынесенное 30 августа 1940 г. под диктовку Германии, отдавшее Венгрии Северную Трансильванию» , т.е. советской стороной было дано понять, что арбитражное решение от 30 августа 1940 г. может быть пересмотрено. Однако англичане первоначально не сообщили в Бухарест об этом весьма важном для румын заявлении советского правительства.
🔹 14 октября 1943 г. посол Великобритании в Москве А.Кларк Керр информировал В.М.Молотова о встрече в Анкаре военного атташе Великобритании с румынским военным атташе, который от имени И.Антонеску сделал заявление о готовности Румынии сотрудничать с вооружёнными силами Англии и США в случае их вторжения на Балканы. Причастность официального руководства Румынии к переговорам подтверждается информацией британского посольства в Лиссабоне о том, что министр иностранных дел Румынии «принял в принципе безоговорочную капитуляцию», но озадачен тем, чтобы сведения об этом не просочились до того момента, когда «союзные войска будут от румынской границы на расстоянии удара». Министра иностранных дел интересовал прежде всего вопрос о будущих границах Румынии: «Какие будут границы и обсуждался ли этот вопрос на Тегеранской конференции?» .
🔹 Однако главными центрами ведения переговоров к началу 1944 г. стали Стокгольм и Каир. Поскольку западные державы настаивали на том, чтобы переговоры велись с участием Советского Союза, то представители как правящих кругов Румынии, так и румынской оппозиции стали искать связи с советским правительством. В конце 1943 г. посол Румынии в Швеции Ф.Нану по поручению своего правительства попытался вступить в переговоры с советским правительством об условиях выхода Румынии из войны. Там же по поручению оппозиции на контакты с советским посольством вышел и Г.Дука, сын бывшего премьера либерального правительства, убитого легионерами в 1933 г. Со своей стороны лидер румынской оппозиции Ю.Маниу и бывший премьер румынского правительства, руководитель группы, отколовшейся от Национал-либеральной партии, Г.Татареску обратились с просьбой к Э.Бенешу (президент Чехословацкой Республики в изгнании), находившемуся в тот период в эмиграции в Лондоне, взять на себя посредническую миссию в переговорах с Советским Союзом о выходе Румынии из войны.
🔹 4 января 1944 г. советнику советского посольства в Швеции Семёнову было вручено заявление Ф.Нану. Румынское правительство и оппозицию интересовал прежде всего вопрос о будущих границах Румынии, т.е. вопрос о территориальной принадлежности Трансильвании. Уже в феврале 1944 г. румынский посланник в Стокгольме Ф.Нану информировал румынское правительство, что «Москва согласна соблюдать суверенитет и независимость Румынии и оказать помощь в освобождении Трансильвании в том случае, если правительство порвёт с Германией и сможет организовать против неё сопротивление». Однако поскольку не было особых надежд в этом отношении на румынское правительство, то Москва решила перейти к переговорам с оппозицией .
🔹 13 марта 1944 г. в Каир с миссией вести переговоры от имени оппозиции прибыл князь Барбу Штирбей. Эта поездка была согласована с министром иностранных дел Румынии М.Антонеску. В Бухаресте надеялись, что оппозиции удастся достигнуть более благоприятных условий перемирия с союзниками, чем официальным кругам Румынии .
🔹 12 апреля 1944 г. советский полпред в Каире Н.В.Новиков вручил румынскому представителю Барбу Штирбею советские условия перемирия, согласованные с правительствами Англии и США, которые предусматривали: «1) Разрыв с немцами и совместная борьба румынских войск и войск союзников, в том числе и Красной Армии, против немцев в целях восстановления независимости и суверенитета Румынии.
2) Восстановление советско-румынской границы по договору 1940г.
3) Возмещение убытков, причинённых Советскому Союзу военными действиями и оккупацией Румынией советской территории.
4) Возвращение всех советских и союзных военнопленных и интернированных.
5) Обеспечение возможности советским войскам, так же как и другим союзным войскам, свободно продвигаться по территории в любом направлении, если этого потребует военная обстановка, причем румынское правительство должно оказывать этому всемерное содействие своими средствами сообщения, как на суше и воде, так и в воздухе.
6) Согласие Советского правительства на аннулирование венского арбитража о Трансильвании и оказание помощи в деле освобождения Трансильвании с тем, чтобы вся Трансильвания или большая её часть была возвращена Румынии . Однако румынское правительство и оппозиция затягивали принятие предложенных им условий перемирия и Румыния продолжала воевать на стороне гитлеровской Германии.
🔹 29 мая 1944 г. румынский посол в Стокгольме Ф.Нану передал от имени Михая Антонеску ответ Румынского правительства на Советские условия перемирия от 12 апреля 1944 г., в котором выдвигались предложения сотрудничества румынской армии с советской по изгнанию немцев только в случае, если немцы в течение 15 дней не покинут Румынию, сохранения без оккупации какого-либо из округов для местонахождения румынского правительства, решения будущности Бессарабии и Буковины после окончания войны, а также уменьшения уплаты за возмещение убытков, причиненных румынской оккупацией советских областей. Дополнения, сделанные румынами, безусловно, не могли устроить советское правительство. Поэтому в своём ответе, переданном 31 мая 1944 г. Ф.Нану, было заявлено, что пункты 1, 2, 4 советских условий не подлежат никаким изменениям, а в отношении 3-его пункта (возмещение убытков – авт.) советское правительство выразило согласие сократить законно причитавшуюся Советскому Союзу сумму. Кроме того, было заявлено, что если выделение округа для места пребывания румынского правительства предполагается на территории Румынии, занятой советскими войсками, то советское правительство не имеет возражений. Наконец, советское правительство выразило согласие на некоторый компромисс в пользу Румынии в отношении сохранения румынской администрации . В свою очередь Ф.Нану спросил, вправе ли Румыния остаться нейтральной страной, если немцы добровольно уйдут, и можно ли послать делегацию для детальных переговоров. 4 июля 1944 г. НКИД СССР дал указание советскому послу в Швеции А.М.Коллонтай «пока ничего не предпринимать и, если представитель оппозиции Дука спросит об ответе, сослаться на то, что ответ будет дан в Каире» . Итак, вялотекущие переговоры о перемирии с Румынией затянулись на несколько месяцев и не принесли реальных результатов.
🔹 Тем временем события на Восточном фронте торопили румынских политиков принимать решения о выходе из войны в качестве союзника гитлеровской Германии. 27 марта 1944 г. Красная Армия, форсировав реку Прут, вступила на территорию Румынии. К середине апреля 1944 г. советские войска освободили более 800 населенных пунктов, в том числе города Ботошань, Дорохой, Рэдэуц, Сучава, Фэлтичень и другие.
🔹 27 апреля 1944 г. после согласования с союзниками от имени трёх Союзных Держав Маниу и Антонеску была отправлена ультимативная телеграмма, в которой предлагалось дать в течение 72 часов ответ, принимаются или отклоняются советские условия.
🔹 29 апреля 1944 г. Ю.Маниу сообщает, что он посылает нового эмиссара дипломата К.Вишояну в Каир, который при встрече с представителями союзников 25 мая 1944 г. рассказал о плане переворота на фронте .
🔹 30 мая 1944 г. советским правительством было дано указание советскому посланнику в Каире напомнить Штирбею и Вишояну, что советские условия от 12 апреля 1944 г. являются минимальными и что советское правительство не намерено входить в обсуждение каких-либо предложений, пока не будет получен положительный ответ на предложения от 12 апреля 1944 г.
🔹 1 июля 1944 г. представители трёх держав, видя неэффективность своих усилий, вообще решили сделать Штирбею заявление о том, что «дальнейшие переговоры бесполезны и они считают их законченными…» .
🔹 В июне 1944 г. Ставка Верховного Главнокомандования Красной Армии приняла решение о наступлении на южном фланге советско-германского фронта, а в начале августа началась подготовка к военной операции в районе Яссы-Кишинёв. Наступление Красной Армии в этом направлении, начавшееся 20 августа 1944 г. войсками 3-го Украинского Фронта под командованием Р.Я.Малиновского, завершилось блестящей победой. Противостоявшие советским войскам 47 дивизий румынско-немецких войск были окружены и разгромлены.
🔹 В самой Румынии под влиянием побед Красной Армии стали быстро нарастать оппозиционные и антифашистские настроения и понимание того, что невозможно устоять перед советским наступлением. В условиях стремительного продвижения Красной Армии и неизбежности краха прогерманского режима 23 августа 1944 г. по инициативе румынского короля Михая во время аудиенции во дворце был арестован диктатор И.Антонеску и его заместитель М.Антонеску, а затем и другие наиболее одиозные члены его правительства. В ночь с 23 на 24 августа король Михай по радио заявил о выходе Румынии из войны и присоединении к антигитлеровской коалиции.
🔹 25 августа 1944 г. Румыния объявила о своем согласии с советскими условиями перемирия и готовности немедленно подписать его.
🔹 12 сентября 1944 г. Советский Союз от имени союзников (СССР, Англии и США) подписал в Москве соглашение о перемирии с Румынией, в основу которого были положены статьи условий перемирия, заявленных советским правительством 12 апреля 1944 г. Данный документ основывался на согласованном ведущими державами принципе безусловной капитуляции. В нем не шла речь об оккупационном статусе, о разделении территории на оккупационные зоны и пр. Это были решения, принятые на основе общих решений союзников и в условиях еще продолжавшейся войны. И именно они открыли первую фазу послевоенного мирного урегулирования в Европе.
🔹 Таким образом, была заложена основа для восстановления прав румынского государства в новой послевоенной системе международных отношений, а впоследствии и союзнических связей и традиционной дружбы между нашими странами и народами.

Are postată și traducerea pe românește, dar, fiind o traducere, am preferat originalul, pentru referință.

Este interesant de observat similaritatea “ruperii de realitate” a politicii românești din acele momente, această “prostie fudulă”, care ne caracterizează așa de bine și în aceste zile. Precum și aducerea brutală la realitate, de către armata sovietică.

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

19 − fourteen =

I accept the Terms and Conditions and the Privacy Policy

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.